Выпуск 5. Как правильно критиковать
Раздел: РАССЫЛКА
Автор статьи: Екатерина Пестерева
Дата: 2012-01-09
Просмотров: 4219
Часто так бывает, что нам нужно высказать отрицательное мнение. Говорить человеку что-то о его недостатках или ошибках напрямую, в лоб не всегда правильно – критика подобна уколу, укусу змеи; услышав критику, даже справедливую, человек какое-то время тратит на восстановление собственной самооценки, теряет работоспособность и желание вообще общаться с тем, кто его критикует. Тем более опасно «резать правду-матку» в личных отношениях – как говорили древние: «Из лесу – змея, из дома жена выгоняет».
Так как же быть, если «обратную связь» дать необходимо? Как быть начальнику, учителю, тренеру, одна из основных задач которого – оценка продуктивности деятельности подопечного? Да и родителю, который критикует свое чадо, как правило, из лучших побуждений?
Решить проблему помогает использование конструктивной критики. Используйте несколько правил:
1. Правило «капсулы» (или «гамбургера»): горькое внутри. Вы начинаете с хорошего и заканчиваете хорошим, а в середине вы указываете на то, что стоит еще подтянуть.
Например, «Иван Иванович, мы с вами уже давно работаем, и до сих пор нас полностью устраивали результаты этой деятельности. Однако в последнее время я замечаю, что продуктивность резко упала. Считаю, что необходимо поискать причины плохих результатов, и по возможности сообща их устранить. Дабы и в дальнейшем продолжать выгодное и нам, и вам сотрудничество».
2. Необходимо в любой коммуникации находить возможность психологически приподнять человека – будь это близкий человек или подчиненный.
Не говорите: «Такие ошибки допускают только безголовые стажеры!».
Скажите лучше: «Иван Иванович, разве это тот результат, на который можно рассчитывать с вашим опытом и знаниями? Вы можете гораздо лучше!».
3. Если не хотите нажить себе врага, критикуйте только поступки человека, но не его личность! Личность с трудом поддается исправлению, тем более не в наших силах изменить особенности нашей внешности, поэтому личностная критика задевает особенно сильно.
Не говорите: «Ты глупый».
Скажите лучше: «На мой взгляд, в этот раз ты поступил не очень правильно».
На наших занятиях мы делаем видеозапись выступлений участников и, конечно, просматриваем и анализируем заснятое. Момент этот психологически непростой для выступающего, и здесь необходимо тщательно отбирать слова, чтобы у человека сохранилось желание пробовать свои силы в ораторском искусстве.
Я использую следующую формулу обратной связи: предварительно даю человеку возможность рассмотреть самого себя. Затем спрашиваю о его мнении о самом себе. Обычно люди судят себя очень строго, поэтому мне остается, как правило, сказать именно о положительном, что обязательно присутствует у каждого выступающего. Далее мы все-таки говорим об ошибках и намечаем на будущее программу, по которой он будет действовать, чтобы выступать лучше. Закончить я стараюсь на позитивной ноте. Говорю что-нибудь вроде: «Вы уже выступаете хорошо. А если выполните все то, о чем мы с вами говорили, цены вам не будет!».
Успехов!
Екатерина Пестерева
Читайте новое в блоге:
Мастер-класс по общению с вышестоящими от М.А. Булгакова
Убийственные аргументы С. Мавроди
С 16 января 2012 г. очередной курс «Деловая риторика» - уверенная речь для решения деловых задач. Ждем новичков!
27 января 2012 г. начинается мини-программа «Грамматический ликбез для оратора»: 4 вечера творческих упражнений по культуре и грамотности устной речи для делового человека.
Комментарии:
Добавить Ваш комментарий: